От науки до бадминтона один шаг

Если бы лет пятнадцать назад Сергею Баеву сказали, что он будет возглавлять бадминтонный клуб, он попросту бы не поверил. Однако сейчас кандидат технических наук, доцент ДВГТУ руководит командой, которая за последние несколько лет завоевала массу медалей в личном зачете, дважды становилась чемпионом России и Европы.

— Приморье всегда занимало лидирующие позиции в российском бадминтоне, однако с развалом СССР большая часть спортсменов ушла из спорта, чтобы хоть как-то заработать на хлеб насущный. Я же собирался заниматься наукой.

— Сергей Николаевич, а с чего началось ваше знакомство со спортом?

— Еще учась в школе на Камчатке, я стал заниматься хоккеем в команде мастеров, которая играла в первой лиге. Там и постигал азы спортивного мастерства. Потом коллектив исчез, но я и сейчас наблюдаю за этим видом спорта. Отрадно видеть, что он постепенно развивается и в Приморском крае.

— А как вы пришли в бадминтон?

— Учился в политехническом институте, в свободное время ходил в секции баскетбола и спортивного ориентирования. А занимались мы в одном зале с бадминтонистами. Так что с этим видом спорта я был знаком не понаслышке. После окончания института поступил в аспирантуру и меня к тренировкам привлек Владимир Александрович Ларченко, который и сейчас тренирует нашу команду мастеров. Кстати, он является основателем бадминтона в Приморье и политехническом институте.

— А каких результатов в бадминтоне добились?

— Заниматься мне нравилось, но больших результатов не удалось достигнуть. Смог стать лишь кандидатом в мастера спорта. Необходимо было либо делать операцию на глазах, чтобы лучше играть, либо посвящать себя целиком науке. К тому времени я уже защитил кандидатскую диссертацию и решил, что стоит заняться исследовательской деятельностью.

— Но тем не менее жизнь распорядилась иначе, и в итоге вы вновь вернулись в большой спорт. Почему так произошло?

— Во-первых, я участвовал во всех соревнованиях, которые проводились на территории Дальнего Востока. Во-вторых, был опыт организации всесоюзных научных конференций. И, в-третьих, работал со студентами, организовывал для них научно-исследовательскую работу. А вот когда ушел из ДВГТУ Владимир Ларченко, я стал тренировать там команду по бадминтону.

— Какие соревнования тех лет вам запомнились?

— С 1984 года мы проводили матчевые встречи в Находке с командами из японской префектуры Хаккодате. Участвовали в международных турнирах в Хабаровске. В то время Владивосток был закрытым городом.

— Вы видели спортивную жизнь в СССР, наблюдаете за ней и сейчас. В настоящее время спорт поставлен на более профессиональную основу?

— Я бы сказал, что все поставлено на коммерческую основу. Раньше занимались и даже не думали о том, что можно получать деньги за достижения. Сейчас все спортсмены в первую очередь считают деньги. И это отчасти правильно. Они тратят свое здоровье, время и силы и рассчитывают что-то взамен получить.

В настоящее время не все родители могут отдать ребенка в те или иные секции. Если заниматься серьезно, то это очень дорого. Что касается бадминтона, есть смысл подумать о создании центров на западе страны и в Приморье. В нашем регионе у бадминтона есть будущее, так как рядом Китай, Япония, Корея, где этот вид спорта считается национальным и есть чему поучиться у соседей. Речь о создании центра в Приморье идет, но подобный комплекс нужно создавать не только по бадминтону — в азиатских странах развит настольный теннис и другие виды спорта.

— Вы довольно часто бываете в Китае, готовясь к соревнованиям. Что вас привлекло в Поднебесной?

— Китайцы взяли за основу нашу старую систему. Правда, немного ее расширили: там спорт в преддверии Олимпиады стал национальной политикой, создаются специальные центры, и дети в стране начинают заниматься с пяти лет. Есть специальная система отбора. Спортсмены в учреждениях живут, получают стипендию и образование до 27 лет. Поэтому спорт продвинулся в Китае очень сильно. Кстати, тренеры из Поднебесной говорят, что россияне талантливы в бадминтоне больше их соотечественников.

— В этом году приморцы вновь стали чемпионами Европы. Что удивило на этом важнейшем турнире?

— Хотелось бы отметить высочайший уровень организации соревнований. Национальная федерация бадминтона во главе с Сергеем Шахраем сделала для этого все. Кроме того, бросилось в глаза, что в каждой команде есть легионеры, причем из Азии. Не было такого коллектива, который бы состоял из спортсменов только одной страны. Все же сложно набрать команду суперигроков в одном государстве. Поэтому и у нас играют две китаянки…

— Станислав Пухов, который отобрался на Олимпиаду, в недавнем интервью говорил, что хочет остаться жить во Владивостоке и тренировать молодежь.

— Главным наставником команды у нас по-прежнему является заслуженный тренер России Владимир Ларченко. Очевидно, что Стас живет бадминтоном: много играет, старается улучшить свои результаты. Тренерами пробовали становиться многие, но не у всех получалось. После Олимпиады мы надеемся, что Пухов вместе с тренерской работой продолжит играть за нашу команду.

— Уезжая на нынешний Кубок Европы, вы ведь не ожидали, что снова станете чемпионами Старого Света?

— Мы предполагали, что будем в числе призеров. Знали составы команд, кто будет против нас играть, рассчитывали свои силы…

— На протяжении последних лет приморские бадминтонисты блистают как на российских, так и на международных соревнованиях. В чем секрет успеха?

— Мы всегда были в числе лидеров. Пятнадцать назад регулярно выигрывали Кубок России среди мужских и женских команд. Потенциал был. Но когда распался Советский Союз, стало очень сложно жить, многие бросили спорт. Владимир Ларченко работал только с энтузиастами. Например, Уваров мог попасть на Олимпийские игры. В 1992 году он даже отобрался в сборную, но у него отняли право играть, потому что решили создать объединенную команду СНГ. В 1996 году Уваров все же попал в Атланту. Финансовое состояние приморского бадминтона тогда было очень плохим. Поймите, чтобы ездить на чемпионат России, нужно оплачивать проезд в европейскую часть страны, а у нас таких денег не было. Опять же где-то нужно тренироваться, необходимы воланы, нужна стипендия для спортсменов. Кстати, нынешняя победа на Кубке Европы — уже третья в активе приморцев. Еще в 1988 году Уваров и Мартыненко стали обладателями почетного трофея в составе команды ЦСКА.

Безусловно, сказывается и поддержка. В настоящее время в Приморье работает целевая программа развития физической культуры и спорта. И то, что администрация Приморского края нам помогает, — огромный плюс. На нынешнем Кубке Европы за нас болела начальник управления комитета по физической культуре и спорту Приморского края Наталья Хворостяная. Возможно, этот факт в какой-то степени помог нашим ребятам победить.

— Какие проблемы есть у бадминтона в Приморье?

— В крае занимается много спортсменов различного уровня, в клубе работают детско-юношеские группы и группы подготовки команды мастеров, но нет своей тренировочной базы. Приводят родители 5-6-летних детей, а мы им зачастую вынуждены отказывать, потому что все места в секциях заняты, а новые не можем открыть — не хватает спортзалов.

— А вы сейчас сами играете в бадминтон?

— Я получил две травмы и поэтому крайне редко беру в руки ракетку.

— В прошлом году во время проведения европейского кубка у Пухова был день рождения, а в этом году — у Лунева. Это такая традиция завоевывать почетный трофей ко дню рождения?

— Да, наверное. Пускай это станет хорошей традицией!

 

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *